Свет в магазинах давно перестал быть просто функцией. В сознании покупателя освещение тесно связано с представлением бренда и даже определяет лояльность покупателя к бренду или определенному магазину. Если я попрошу вас назвать ваш любимый магазин и объяснить почему он вам нравится, то почти наверняка, наравне с местоположением, ассортиментом и сервисом, вы назовите такие критерии как комфорт, удобство, приятно находиться. Возможно, вам нравится как выглядит товар в этом магазине или то, что вы сразу понимаете, что есть нового в ассортименте, а на какие товары скидки. А может быть, вам нравится как вы сами выглядите в зеркалах этого магазина и поэтому готовы провести в примерочной гораздо больше времени, даже если не планировали этого. Все эти характеристики пространства определяются качеством света и правильным планированием освещения в магазине. |
|
Чем дольше покупатель остается в магазине, тем больше увеличивается вероятность покупки, которую он совершит. А количество времени, которое покупатель проводит в магазине напрямую зависит от того, насколько комфортно и приятно ему в нем находиться. Пако Андерхилл |
По функциональным задачам освещение в магазине можно разделить на 4 основные категории. |
Акцентное освещение
Как правило, акцентное освещение — это ответ для любого пространства, дисплея или витрины, которое нужно выделить на фоне общего освещения магазина, и именно оно провоцирует покупателей на спонтанные покупки. Световые акценты удобнее всего создать направленными светильниками. Будь это мощные прожектора, установленные на потолке, или миниатюрные светильники, установленные в витринах в непосредственной близости к товару. Это, пожалуй, самый эффективный и привычный способ усилить и привлечь внимание покупателя. |
Общее освещение
Исходя из вышеперечисленных условий, выбирают светильники для общего освещения. В больших магазинах, таких как гипермаркерты, для достижения нужного уровня общего освещения чаще всего выбирают светильники рассеянного света — аналог светильников, которые можно встретить, например, в офисах. В небольших магазинах общее освещение можно создать с помощью направленных светильников, таких же прожекторов, которые используются для акцентного освещения. Близкое расположение стен и товаров поможет свету переотразиться и выровнять общий уровень освещенности в помещении. Видимая простота решения, довольно обманчива. Освещение витрин, рейлов и создание общего уровня освещения с помощью направленных светильников схожа с освещением музеев. Не достаточно просто выбрать и расставить светильники, необходимо «вылепить» светом помещение, правильно спланировать драматизм и контрастность освещения, обеспечить комфортные зрительные условия покупателям и персоналу. |
Освещение для конкретных задач и целей
Такой тип освещения используется затем, чтобы обеспечить нужный уровень освещенности или комфорта для выполнения конкретной задачи. Боль многих покупателей — это примерочные магазинов с одеждой. Большинство магазинов не уделяют отдельного внимания примерочным, освещая кабинки с потолка, или задействуют часть светового оборудования зала. Такое решение приводит к тому, что покупатель или не может разглядеть себя в зеркале из-за глубоких теней или видит себя в искаженном, непривычном и некомплементарном ракурсе освещения. |
Декоративное освещение
|
Долгое время этот процесс был максимально прост. Чтобы развести покупательские потоки и привести в магазин «правильного» покупателя, магазины делились на высококонтрастные и малоконтрастные. То есть, в магазинах высокой ценовой категории преобладало контрастное, драматичное освещение. Баланс акцентного и общего освещения склонялся в пользу первого. С помощью яркого светового акцента подчеркивалась эксклюзивность товара, товара «не для всех», тем самым приводя в магазин только людей, которые могут себе это позволить. Драматичный сценарий освещения с контрастными световыми акцентами дополнительно дает эмоциональное удовлетворение от дорогой покупки и радость обладания чем-то эксклюзивным и чаще способствует принятию положительного решения о покупке. Более ровное освещение магазина с минимальными контрастами, наоборот, создает ощущение доступности, приводя в магазин покупателя среднего и низкого достатка. |
В последние несколько лет ситуация начала кардинально меняться, и ценовая категория товаров уже не является основной при выборе светового сценария магазина. |
|
Положительные эмоции и восприятие пространства способствуют увеличению продаж Барри Дж. Бабин и Джилл С. Аттавей |
Например, совершая путешествие по торговому центру, один и тот же покупатель может совершить покупки как в дорогих бутиках, так и в более демократичных магазинах, относящихся к масс-маркету. Второй фактор, который повлиял на изменения облика магазинов, — это увеличение доли онлайн покупок. Магазинам пришлось откликнуться на эту тенденцию рынка и уйти от стратегии визуального привлечении клиента «своей» ценовой категории. Многие бренды сосредоточились на формировании лояльности покупателей, продавая не только товар, но определенную атмосферу, радость или опыт посещения магазина.
|
![]() |
Наталья Маркевич Светодизайнер Проекты освещения: интерьеры стадиона ФК Краснодар, винодельческий замок Mimi, Молдавия, офисы: Газпром, Playkot, BAT, JP Morgan, концепции освещения подмосковных городов Химки и Одинцово, резиденции SKY, Лондон, Олимпийский Парк, Сочи. |
![]() |
|
Автор статьи Наталья Маркевич Светодизайнер Проекты освещения: интерьеры стадиона ФК Краснодар, винодельческий замок Mimi, Молдавия, офисы: Газпром, Playkot, BAT, JP Morgan, концепции освещения подмосковных городов Химки и Одинцово, резиденции SKY, Лондон, Олимпийский Парк, Сочи. |