Русская сказка — интервью со светодизайнером Алёной Осиной Русская сказка — интервью со светодизайнером Алёной Осиной

Русская сказка — интервью со светодизайнером Алёной Осиной

Сама выставка Русская Сказка достаточно уникальное событие для такой традиционной структуры как Третьяковская галерея. Автор проекта — известный театральный дизайнер, сценограф Алексей Трегубов, светодизайнер — Алёна Осина, которая дала специальное интервью для aledo, чтобы рассказать вам о свете проекта.

 

Когда мой друг и сценограф Алексей Трегубов позвал меня помочь со светом на выставке, я, честно говоря, до конца не верила, что такая масштабная застройка будет возможна: 5-ти метровые деревья, гигантская Золотая Рыбка, отстройка целого подземелья — это новый формат и новый масштаб, с которым раньше государственные музеи не экспериментировали.


— Алёна Осина

 

Общие штрихи

Пространство выставки представляет собой путешествие и не имеет однозначной навигации. Три сказочных мира — Волшебный лес, Подводный мир и Подземелье, в которых посетитель волен сам строить свой маршрут. При этом, когда посетитель заходит на выставку, он оказывается возле былинного камня. Всего таких камней на выставке два — как раз для того, чтобы посетители сделали решение, в какой мир они хотят пойти дальше.

У работ, представленных на выставке, нет единого временного бэкграунда. В составе экспозиции есть как классические работы Васнецова, Билибина, Врубеля — все те иллюстрации из наших детских книжек; так и современные художники, мультимедиа-проекты, «ожившие картины», интерактивные объекты, самым популярным из которых оказался гигантский спящий медведь, созданный сценографом Марией Трегубовой.

 

Создатели выставки даже выпускали маски для Instagram в виде кокошника, богатырских шлемов, а детям на входе раздавали картонные щиты. Выставка рассчитана на то, чтобы привлечь внимание детей и подростков к русским сказкам, былинам, а также искусству и архитектуре.


— Алёна Осина
 

 

Свет и цвет

 

Сказки выполнены в одном свете и в одном цвете. Вся застройка выкрашена в белый цвет, и единственное, что было цветным, это экспонаты. И когда мы говорили со сценографом о свете, он четко обозначил, что мы не используем никакой другой свет, кроме белого — таким образом, мы создаем вакуум, в котором самое главное — это история, а все остальное предстоит додумать и раскрасить самому зрителю.


— Алёна Осина
 

 

Единая световая температура выставки — 4000К. Это во многом говорит о возможности света как инструменте решения задач, ведь даже в одной цветовой температуре каждое пространство получилось разным, со своим характером, со своим эмоциональным наполнением.

Добро пожаловать в сказку

 

Перед самой выставкой мы попадаем в общий холл, в котором стая белых лебедей летит нам навстречу. Их освещение я выполнила очень жирными мазками, чтобы были четкие тени, которые создавали погружение в этот полет, внедрение в сказочное пространство, где нет привычных нам решений, где есть что-то новое, где мы можем окунуться в это путешествие.

Первое пространство — пространство былинного камня, где посетитель делает выбор, куда ему пойти. Обычно свет подсказывает, куда идти — а здесь решение остается за зрителем. Эту локацию я намеренно сделала обезличенным заливающим светом.


— Алёна Осина
 

 

Волшебный лес

Первое, что мы видим в лесу — это огромный спящий медведь. Он был интерактивным — на него забирались дети, возле него постоянно фотографировались посетители, но после локдауна и второго открытия выставки пришлось выставить вокруг него ограждение. Но медведь остался в нашей памяти как самый яркий фото-объект.

 

В зале стеклянный матовый потолок, и когда-то он весь светился, имитируя естественный свет. Со временем эта система освещения устарела и пришла в негодность. И мы со сценографом не хотели, чтобы 5-ти метровые деревья уходили кронами в темноту и создавали мрак в волшебном лесу.

Итогом детальной разработки решения в соответствии с музейными нормативами стала имитация исторического освещения при помощи прожекторов Philips с углом 120° для равномерного распределения света. Таким приемом получилось создать эффект туманного утреннего леса, где сквозь ветви пробираются слабые небрежные лучи. А за счет наличия зеркал создавалось ощущение бесконечности леса.


— Алёна Осина
 

 

В самих деревьях были освещенные дупла, в которых транслировались мультики или были установлены картины.

И главным сокровищем пространства леса был «Иван-Царевич на Сером Волке». Он по праву считается лицом этой выставки. И хотя эта картина масштабная и достаточно темная, она содержит множество важных деталей, которые, по словам хранителей, было важно выделить.

 

Поэтому мы полностью заливали картину светом, включая невероятную историческую раму, и добавили узкий луч света, который повторяет движение света на самой картине — из левого верхнего угла в правый нижний.

Когда я настраивала луч, хранители наблюдали за мной сидя на медведе. И в тот момент, когда я добавила последний штрих, хранители разом ахнули — картина прям зажглась. И стала ровно такой, какой она должна быть.


— Алёна Осина
 

 

Подводный мир

Он представляет собой волны, в которых спрятаны экспонаты и между которыми ходит посетитель. Изначально авторам хотелось отразить ощущение нахождения под водой, чтобы под потолком были видны только «блики солнца» — как на поверхности воды. Это решение было выполнено благодаря светодиодным трубкам Т8, но из-за ошибок в расчете яркости проекций авторы были вынуждены проредить «блики».

 

В дополнение к бликам мы сделали волны, и с ними тоже были сложности — объемные шапки не давали возможности установить светильники таким образом, чтобы свет не отражался и не слепил глаза. И эти ограничения дали нам косые фактурные пятна теней, которые смотрятся приятно и гармонично в сочетании с огромной золотой рыбкой под потолком.


— Алёна Осина
 

 

Итоги

Учитывая небольшой бюджет на свет и сжатые сроки подготовки, пространство все равно удалось сделать игривым, разнообразным.

 

Я старалась разбросать световые подсказки таким образом, чтобы посетителю хотелось заглянуть в каждый уголок, где им удавалось находить все новые и новые детали.


— Алёна Осина
 

 

На проекте установлено оборудование aledo — прибор KID — в качестве основного светильника для экспонатов.

 

Использование существующего оборудования Третьяковской галереи – именитых итальянских светильников — мы были вынуждены свести к минимуму, так как их качество света сильно проигрывало оптическим параметрам светильника KID. Это отметила не только я, а все те, кто принимал участие в проектировании и монтаже.

Сценограф подходил и говорил: "Я не профессионал в свете, но эти световые пятна очень красивые, ровные, мне очень нравятся!"


— Алёна Осина
 

 

Больше фотографий проекта — в портфолио aledo

Неправильный логин или пароль
{{ errors.first('identity') }}
{{ errors.first('credential') }}
Забыли пароль?
Что Вам даёт регистрация:
  • Возможность сохранять Ваш проект.
  • Просматривать или редактировать сохраненные проекты.
  • Экспорт проекта в программу Excel.
  • Создание виртуальных помещений внутри одного проекта.
  • Персональный менеджер.
Введите Ваш e-mail и мы отправим Вам новый пароль
К сожалению, пользователь с таким Email не найден. Зарегистрироваться
Ссылка для восстановления пароля была выслана на почту {{ loginForm.identity }}. Проверьте Ваш почтовый ящик.
{{ errors.first('identity') }}
Назад