ВХУТЕМАС 100. Лего из шинопровода, геометрии и пространства. ВХУТЕМАС 100. Лего из шинопровода, геометрии и пространства.

ВХУТЕМАС 100. Лего из шинопровода, геометрии и пространства.

В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института прошлого столетия, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие эпоху авангарда.

Этот проект стал для Музея Москвы серьезной проверкой — в частности, проверкой его технических возможностей. Светодизайнер музея Алёна Осина провела нам авторскую экскурсию — мы узнали о концепции выставки, ее непростой геометрии, светотехнических нюансах. А в конце прогулки отдались эмоциям, осознав все то влияние, которое ВХУТЕМАС произвел на нашу историю.

Начало работы

Все долго сомневались, доверить ли музею такую выставку, как 100 лет ВХУТЕМАСу. Переговоры были очень сложные, потому что это большая ответственность — музей должен был выполнить нормы по освещенности, которые ему не удавалось выполнять ранее. Основное оборудование — старый галоген, а у местных инженеров даже не было люксметра. Я начала работу с того, что привезла люксметр.

Динамика

Архитектору было важно подчеркнуть отличие академической школы от авангардных методов.

Поэтому планировка и геометрия выставки сама по себе олицетворяет авангард. Здесь прямой главный коридор, обозначающий 4 базовых знания — пространство, объем, графика и цвет, а от него – ломаное движение 7-ми факультетов, под каждый из которых выделен отдельный зал. Для освещения это непростые условия.

Например, если у тебя есть стена, которую нужно высветить, то достаточно разместить светильники ей в параллель. Но когда у тебя прямоугольное пространство с ломанной расстановкой и прямоугольный шинопровод, то все усложняется.

Чтобы не развалить динамику пространства и не плодить тени, я работала со светом в объеме, вместо того, чтобы выделять акцентом каждый отдельный экспонат.

12 стендов

В зоне, рассказывающей про объем, стоит 12 стендов. На них фигуры, у каждой своя форма, свой объем, свое чувство, которое она олицетворяет.

На старте проектирования я решила: поставлю сюда 12 узких светильников по 12°, на каждый экспонат подберу свой угол. И стенды засияли ярче, чем сама выставка! Здесь были тысячи люкс — да, это выглядело классно, но в контексте эта зона кричала: «Я тут самая главная!». Мне пришлось поснимать половину светильников, чтобы сгладить уровень освещенности. Может быть, с точки зрения  конкретных экспонатов мы проиграли, но мы выиграли в композиции.

Люксы

По нормативам, живопись 50 люкс. Но сами кураторы объектов могут повышать эти показатели. Мы выставили 50, но потом пришел куратор из Третьяковки и говорит: «А почему 50? Можно 200».

Но я сделала всю живопись на 85 — ведь у нас везде ограничения на 50 люкс: текстиль 50 люкс, полиграфия 50, в архитектуре 50. Если здесь сделать 200, то будет перепад. Поэтому на ключевых объектах 85, на всех фоновых – 50. Живопись вообще была сложная — масло бликует, экспонаты высоко, по шинопроводу не все осветишь, так как светильников мало. Но здесь, как и везде, я больше работала на общий объем, чем на экспонаты.

Тень на стенде

Стенды с текстилем располагаются на разном расстоянии по шинопроводу — они под углом. Мы долго боролись за то, чтобы световые пятна были одинаковые по яркости. Если увеличиваешь угол — то немного меняется температура в центре и по краю пятна. Мы выравнивали этот момент несколько часов.

Второй момент — это вопрос, с какой стороны расположить светильник, чтобы чтение было комфортным. Да, вот здесь ты стоишь и видишь свою тень на стенде, но в рамках условий — это максимум, что можно было сделать.

Красный туннель

Архитектор сказал: «Хочу красный туннель, чтобы он прямо сиял!»

Все в восторге от этого туннеля. Многие, даже профессионалы, считают, что с точки зрения расположения источников света все сделано правильно. Но я ругаюсь — в этой зоне мы рассказываем про цвет, а из-за переотражений красного фона восприятие экспонатов искажается. Говорим о цвете, но на каждый из них, по итогу, накладывается красный оттенок. Я считаю, что здесь должны были стоять TULIP’ы, чтобы каждый экспонат, каждое изображение было аккуратно выделено. Да и свет, который падает сверху, не освещает фронтальную, самую главную часть объектов.

Но если нравится — пусть. Может, такое решение и правда подчеркивает дух авангарда.

Еще мне пришлось туннельчик подсветить снаружи — иначе он не работал. Мы видим: вокруг выставка сияет, сияет, сияет, а тут что-то красненькое, оно вне этой истории. Я добавила свет на пол — появились тени, и туннель стал частью общего плана.

Тепло и холодно

Центральная галерея выставки — это визуально единый коридор. Она выполнена в цветовой температуре 4000K, а факультеты в 3000K. Это довольно мягкий, но заметный контраст, которым я хотела подчеркнуть, что основа художественных знаний вне времени. А теплые, ламповые факультеты переносят нас в эпоху их создания. В конце, за проекцией — уже история «После ВХУТЕМАСа». И это самая грустная часть выставки — потому что ВХУТЕМАС развалили. Он работал сравнительно недолго, но имел огромное значение. Все, что было создано в XX веке, основывалось на учении ВХУТЕМАСа. И ты заходишь сюда, смотришь историю после, и это, по сути, комната твоего осознания — только тут ты можешь оценить все то влияние, которое ВХУТЕМАС произвел на нашу историю.

Конец грустный, поэтому более холодный. Тут я тоже взяла цветовую температуру 4000K.

Лего из шинопровода, геометрии и пространства

Я не просто выделяю центр композиции, я работаю с тем, как работает глаз — куда он следует, что он хочет посмотреть первым, что – вторым, что – третьим.

Если у тебя подряд несколько работ с одинаковой освещенностью и в одних цветовых гаммах, они начинают теряться. Но здесь, благодаря структуре и форме, благодаря наложению световых пятен друг на друга есть отдельные точки притяжения, есть ломаная геометрия, ломаные тени, и хочется пройти и посмотреть, как там внутри. Здесь много моментов, к сожалению, которые сложно было решить. Либо ты жертвуешь световым комфортом, либо ты жертвуешь тенями. Тут реально было лего — лего из шинопровода, геометрии и пространства.

Экспозицию выставки наполнили

  • Государственная Третьяковская галерея
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  • Государственный исторический музей
  • Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и другие.

Среди экспонатов — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа.

Неправильный логин или пароль
{{ errors.first('identity') }}
{{ errors.first('credential') }}
Забыли пароль?
Что Вам даёт регистрация:
  • Возможность сохранять Ваш проект.
  • Просматривать или редактировать сохраненные проекты.
  • Экспорт проекта в программу Excel.
  • Создание виртуальных помещений внутри одного проекта.
  • Персональный менеджер.
Введите Ваш e-mail и мы отправим Вам новый пароль
К сожалению, пользователь с таким Email не найден. Зарегистрироваться
Ссылка для восстановления пароля была выслана на почту {{ loginForm.identity }}. Проверьте Ваш почтовый ящик.
{{ errors.first('identity') }}
Назад