В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института прошлого столетия, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.
Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие эпоху авангарда.
Этот проект стал для Музея Москвы серьезной проверкой — в частности, проверкой его технических возможностей. Светодизайнер музея Алёна Осина провела нам авторскую экскурсию — мы узнали о концепции выставки, ее непростой геометрии, светотехнических нюансах. А в конце прогулки отдались эмоциям, осознав все то влияние, которое ВХУТЕМАС произвел на нашу историю.
Начало работы
Динамика
Поэтому планировка и геометрия выставки сама по себе олицетворяет авангард. Здесь прямой главный коридор, обозначающий 4 базовых знания — пространство, объем, графика и цвет, а от него – ломаное движение 7-ми факультетов, под каждый из которых выделен отдельный зал. Для освещения это непростые условия.
Например, если у тебя есть стена, которую нужно высветить, то достаточно разместить светильники ей в параллель. Но когда у тебя прямоугольное пространство с ломанной расстановкой и прямоугольный шинопровод, то все усложняется.
Чтобы не развалить динамику пространства и не плодить тени, я работала со светом в объеме, вместо того, чтобы выделять акцентом каждый отдельный экспонат.
12 стендов
На старте проектирования я решила: поставлю сюда 12 узких светильников по 12°, на каждый экспонат подберу свой угол. И стенды засияли ярче, чем сама выставка! Здесь были тысячи люкс — да, это выглядело классно, но в контексте эта зона кричала: «Я тут самая главная!». Мне пришлось поснимать половину светильников, чтобы сгладить уровень освещенности. Может быть, с точки зрения конкретных экспонатов мы проиграли, но мы выиграли в композиции.
Люксы
Но я сделала всю живопись на 85 — ведь у нас везде ограничения на 50 люкс: текстиль 50 люкс, полиграфия 50, в архитектуре 50. Если здесь сделать 200, то будет перепад. Поэтому на ключевых объектах 85, на всех фоновых – 50. Живопись вообще была сложная — масло бликует, экспонаты высоко, по шинопроводу не все осветишь, так как светильников мало. Но здесь, как и везде, я больше работала на общий объем, чем на экспонаты.
Тень на стенде
Второй момент — это вопрос, с какой стороны расположить светильник, чтобы чтение было комфортным. Да, вот здесь ты стоишь и видишь свою тень на стенде, но в рамках условий — это максимум, что можно было сделать.
Красный туннель
Все в восторге от этого туннеля. Многие, даже профессионалы, считают, что с точки зрения расположения источников света все сделано правильно. Но я ругаюсь — в этой зоне мы рассказываем про цвет, а из-за переотражений красного фона восприятие экспонатов искажается. Говорим о цвете, но на каждый из них, по итогу, накладывается красный оттенок. Я считаю, что здесь должны были стоять TULIP’ы, чтобы каждый экспонат, каждое изображение было аккуратно выделено. Да и свет, который падает сверху, не освещает фронтальную, самую главную часть объектов.
Но если нравится — пусть. Может, такое решение и правда подчеркивает дух авангарда.
Еще мне пришлось туннельчик подсветить снаружи — иначе он не работал. Мы видим: вокруг выставка сияет, сияет, сияет, а тут что-то красненькое, оно вне этой истории. Я добавила свет на пол — появились тени, и туннель стал частью общего плана.
Тепло и холодно
Конец грустный, поэтому более холодный. Тут я тоже взяла цветовую температуру 4000K.
Лего из шинопровода, геометрии и пространства
Если у тебя подряд несколько работ с одинаковой освещенностью и в одних цветовых гаммах, они начинают теряться. Но здесь, благодаря структуре и форме, благодаря наложению световых пятен друг на друга есть отдельные точки притяжения, есть ломаная геометрия, ломаные тени, и хочется пройти и посмотреть, как там внутри. Здесь много моментов, к сожалению, которые сложно было решить. Либо ты жертвуешь световым комфортом, либо ты жертвуешь тенями. Тут реально было лего — лего из шинопровода, геометрии и пространства.
Экспозицию выставки наполнили
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- Государственный исторический музей
- Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и другие.
Среди экспонатов — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа.