Летом 2021 года в Российском этнографическом музее прошла выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» — культурный проект Государства Катар. Цель проекта — познакомить российского зрителя с восточной средой и культурой Катара.
Задача, которая стояла перед командой светодизайнеров «Yarko-Yarko» — усилить при помощи света рассказ о вековой традиционной жизни людей между морем и пустыней до модернизации и появления технологий.
1 Масштаб выставки и требования к музейному освещению.
Экспозиционные залы рассказывали об аскетичной жизни катарцев, такой не похожей на жизнь других арабских народов. Коллекционные артефакты были привезены из Национального музея Катара, частных собраний и Арабского музея современного искусства. Среди них представлены ковры ручной работы, традиционные музыкальные инструменты, религиозные рукописи, предметы быта, одежда и украшения. Коллекция из более 200 экспонатов овладевала вниманием зрителя на долгое время.
Музейное освещение для выставок такого масштаба, особенно работающих протяженный период, обязано соответствовать стандартам освещенности для вековых экспонатов, и, конечно, оставаться комфортным для посетителя. Нормы, в свою очередь, проверялись и принимались иностранными представителями.
2 Создание атмосферы: горячее солнце пустыни и песчаные барханы.
Для погружения зрителя в контекст жаркой восточной страны использовались различные цветовые температуры: глубокие теплые оттенки 2400К, 2700К, 3000К и нейтральный 4000К. Световые переходы наполнили пространство экспозиции объемом.
Следующим шагом было создание иллюзии пребывания в пустынной местности: скользящий свет от приборов OPTIK направили на струящиеся ткани, которые объединяли и создавали плавные переходы между предметами экспозиции. И под лучами теплого света посетитель видел уже не ткань, а песчаные барханы.
Для реализации понадобилась и изрядная доля инженерной мысли: вся конструкция, дающая свет, должна была быть малогабаритной и антивандальной, так что под запрос изготовили соответствующее крепление на штанге для приборов OPTIK.
Стоит отметить, что светодизайнеры студии «Yarko-Yarko» не просто работали с имеющимися тканями, а принимали участие в их выборе. Взаимодействие материалов со светом стало решающим фактором в создании необходимой атмосферы. Ключевую роль играли качества ткани: прозрачность, бликовость, зернистость, и в целом свойства, влияющие на формирование отражения. Реалистичность эффекта пребывания в песчаных дюнах тестировали прямо на площадке, путем подбора луча скольжения.
3 Внимание к истории и филигранный поиск световых решений.
Богатое культурное наследие Катара было представлено на подиумах и витринах, освещенных трековыми приборами TULIP. В некоторых зонах миниатюрный светильник очень выручал: примерить световой эффект на месте и включить прибор в проект в последний момент не составляло труда, и часто решением был выбор в пользу выносного TULIP на ножке. Более масштабные объекты и прямоугольные витрины были освещены приборами OPTIK в паре с кадрирующими насадками.
Расположение страны у берегов Персидского залива привело к развитию добычи жемчуга — главного сокровища Катара. Экспозиционная зона в виде усеченного черного конуса метафорически погружала зрителя в темноту водных глубин, в которой словно сквозь толщу воды к жемчужине пробивался луч света, созданный накладным прибором JACK ZOOM 50. Внешняя форма зоны в виде высокой черной конусной трубы олицетворяла исторический переход от добычи жемчуга к нефтедобывающей промышленности. Световой объем по кругу конструкции реализовали специальными светильниками, которые изготовили под проект на базе модуля TULIP и окрасили по RAL.
Для освещения национальных ковров большого размера были использованы приборы UNE. Для ковров малых размеров — трековые JACK ZOOM. В обоих случаях в конструктив светильников добавили цветокорректирующие и овалорисующие фильтры. Первые делали освещенную область ярче и выразительнее, вторые придавали овальную форму световому пятну, что прекрасно подходит для освещения прямоугольных экспонатов.
При расстановке трековых приборов команда светодизайнеров столкнулась с рядом трудностей: люстры на потолке, два выставочных этажа, натянутые ткани. Большая часть трековых линий была размещена на натянутых тросах под тканью, расположение которых спроектировано с учетом возможности освещения максимального количества стендов. Гибкая световая система позволила подстроится под сценарные изменения и перемещение или замену экспонатов в ходе выставки.
4 Премия LIT Design Awards.
Концепция и реализованный проект освещения получили заслуженное признание в премии Lighting Design Awards и стали победителями в номинации Visitor Experience & Museum Exhibition в 2021 году.