Выставка  «Виктор Цой. Путь Героя» глазами светодизайнера Выставка  «Виктор Цой. Путь Героя» глазами светодизайнера

Выставка «Виктор Цой. Путь Героя» глазами светодизайнера

С января по июль 2022 года проходила масштабная выставка-байопик «Виктор Цой. Путь Героя». Архитектурное бюро Planet 9 продумывало каждую деталь концепции, в реализацию сложнейшего проекта вовлекли родных и близких Виктора Цоя. Проектированием светового пространства занималась Алёна Осина, светодизайнер и основатель бюро being.light.

Всего пространство вмещало 11 выставочных залов, которые олицетворяли разные этапы жизни Виктора Цоя. Это позволило взглянуть на историю героя под новыми углами: не только как на культового музыканта, но и художника, актера, отца и человека с невероятной судьбой.

1 июня в рамках проекта #световаясреда прошла авторская экскурсия, где Алёна в качестве спикера рассказала участникам о непрерывной полугодовой работе и сложностях в создании световых решений для выставки.

Вдохновившись, мы подготовили для вас некоторые детали из рассказа Алёны Осиной о каждом из тематических залов.

1 Таймлайн. Хронология жизни Виктора Цоя

Что задумывалось?

Первый зал выставки изначально был уютной гостиной со шкафами времён ГДР, которые плавно врастали в стены, превращая ее в комнату юного панкующего подростка.

Что вышло?

Задуманная концепция не дошла до реализации в первоначальном виде, появилась «пчёлка». Стены были окрашены в черный и желтый цвет по типу цветной временной спирали, которую завершает портрет Виктора Цоя. Пространство обрело сложную геометрическую форму.

Чтобы сохранить визуальную яркость желто-черной спирали, решили высветить все плоскости: пол, потолок и стены. Поскольку поверхности нужно было осветить максимально возможной площадью, но ни один из видов освещения на объектах выставки на стенах не должен был превышать 50 Лк (нормы уровня освещенности исторических экспонатов), решили отыграться на яркости пола и потолка.

И если с полом всё не так сложно, то как высветить потолок? Встраивать свет в пол невозможно и небезопасно, и финальным решением стала установка шинопровода вертикально на стенах, прямо за витринами. Благодаря овальному световому пятну, мы не получили лишнего света на стенах, исключили физический доступ посетителя к токоведущей шине и высветили каждую жёлтую полосу на потолке.

Оборудование

OPTIK
3000К, 16-70°, светофильтр «мягкий край»

SONIC 110
3000К, 12°, овалорисующий фильтр

2 Камчатка. Угольная котельная в Санкт-Петербурге, в которой работал Виктор Цой.

Что задумывалось?

Концепция не вызывала у нас вопросов: котельная, уголь, печь, тепло. Печь должна была стать главный теплым элементом, по мере отдаления от которого созданный «жар» от печи должен был равномерно затихать.

Что вышло?

В ходе монтажа возникла сложность: тёплый оттенок света плохо ложился на искусственный уголь, плюс при включении проекционного контента в холодных тонах концепция начала окончательно разваливаться. Всё делали, как и продумали, но общая картина не складывалась.

После дополнительных поисков фотографий и материалов стало понятно, что «Камчатка» должна быть холодной. Так как в помещение пробивается естественное освещение и зал погружается в контрастный солнечный свет, единственным тёплым элементом остаётся печь.

Оборудование:

OPTIK
3000К, 16-70°
кадрирующая насадка, светофильтр «мягкий край», светофильтры

3 Фонотека. Магазин пластинок

Что задумывалось?

Зал «Фонотека» — условный магазин пластинок, где пол покрыт красным ковром, по стенам в витринах размещены пластинки с альбомами, а потолок покрывают подвесные плёночные бобины. Самым сложным в освещении оказалось расположение оборудования. Когда весь потолок усыпан декоративными элементами, которые тоже требуют внимания, задача подсветки зала несколько усложняется.

Что вышло?

Основным вопросом был выбор цветовой температуры. Для красного цвета логично использовать тёплый оттенок света, но он слишком активно проявляет красные оттенки, делая зал очень ярким и почти «кричащим». При этом нельзя забывать про металлизированные стены — они любят холодные оттенки света для натурального выявления металла.

Решили уходить в цветность 4000К: она добавляет розовизны красному цвету, делает зал визуально легче и погружает в ощущение магазина пластинок: спокойного, светлого, но при этом яркого и запоминающегося.

Оборудование:

SONIC 93
3000К, 12° и 24°
сотовая решётка, овалорисующий фильтр, светофильтры

TULIP
4000К, 24°

4 Планетарий

Что задумывалось?

«Планетарий», конечно же, крутится вокруг «звезды по имени солнце». Её окружают 7 планет, которые посвящены главным людям в жизни Виктора Цоя. В процессе добавились «звёзды» — жёлтые карточки, посвященные друзьям и знакомым, для которых были разработаны кастомные настенные светильники.

Что вышло?

Поскольку Солнце имеет тёплую текстуру, изначально мы склонялись к использованию тёплой цветности. Но наличие синих и фиолетовых планет переубедило нас — холодная цветовая температура 4000К лучше выделит отделку, а также будет физически ближе к естественному цвету солнечного света.

Оборудование

MINI FOCUS
4000К, 10-38°, сотовая решётка, антиослепляющий тубус

OPTIK
3000К, 16-70°, кадрирующая насадка, светофильтр «мягкий край»

5 Стиль

Что задумывалось?

В пятом зале можно увидеть 6 костюмов Виктора Цоя, хорошо знакомых поклонникам по выступлениям и фильмам. Первые версии зала имели образ уличного рынка: дешёвые вывески и холодные металлические стены, на которых развешаны вещи.

Что вышло?

В обновленной архитектуре мы следовали принципу светового контраста по площади: высветили заливающим светом стену с витринами, плюс точечно подобрали освещение для фотографий, расположенных на стенах.

Витрины были окрашены в теплые и холодные цвета, поэтому здесь тоже возникла задача подбора цветовых температур. Мы выбрали экспериментальный путь: использовать разные цветовые температуры, но с небольшим разрывом по цветности; в итоге пришли к использованию 3500К для тёплых оттенков цвета и 4000К для холодных.

Оборудование

OPTIK
4000К, 16-70°, овалорисующий фильтр

SONIC 93
4000К, 60°, светофильтры

TULIP
4000К, 24°, антибликовая решетка

6 Игла

Что задумывалось?

Следующий зал выставки рассказывает о фильмах «Игла» и «Игла Remix» Рашида Нугманова. Его сценография построена на встрече полюсов, которые были в кино: жаркая Аральская пустыня и зимний пейзаж.

Что вышло?

Центральной световой композицией стала инсталляция Snowball Memento Mori арт-группы Doping Pong: мы хотели создать снежный, абсолютно белый невесомый свет. Точечно высвеченные фигуры создают тени по всей «зимней» зоне зала, растворяясь в нём.

Необходимо было подобрать плавный световой переход из холодной зимы в жаркое лето, но из-за лакированной накатки на стенах не удалось сделать его градиентным, поэтому мы остановились на теплых световых акцентах в зоне, имитирующей пустыню.

Оборудование

MINI FOCUS
4000К, 10-38°, антиослепляющий тубус, сотовая решётка и светофильтры

SONIC 93
3000К, 60°, светофильтры

7 Искусство

Что задумывалось?

Зал представляет «выставку в выставке» и задумывался по мотивам классического и лаконичного пространства галереи или музея. Здесь представлены забавные пластмассовые фигурки, которые стали лейтмотивом выставки — они повторяются в витринах и айдентике.

Что вышло?

Спокойный, классический стиль зала диктовал и характер света: мы выбрали единую цветовую температуру — 3000К, а также незаметные, мягкие световые пятна, для которых использовали овалорисующие фильтры для развески на стенах по всему контуру зала. Чтобы разбавить общий свет, мы надели кадрирующие насадки на светильники — это фильтры, которые делают световое пятно квадратным — для освещения отдельно стоящих объектов.

Оборудование

OPTIK
3000К, 16-70°, кадрирующая насадка

SONIC 93
3000К, 12°, овалорисующий фильтр, светофильтры

8 Открытие Америки

Что задумывалось?

«Открытие Америки» рассказывает, как Виктор открыл для себя мир, а мир открыл для себя Виктора. Во время поездки по Америке Цой был потрясен Диснейлендом, и определяющей для этого зала стала его фраза, что если бы он мог выбрать гражданство, он бы выбрал гражданство Диснейленда. Зал населяют большие пластмассовые фигурки, словно сошедшие с рисунков Виктора Цоя.

Что вышло?

«Открытие Америки» — самый яркий и сочный зал всей экспозиции.

Изначально мы хотели добавить общий рассеянный свет на весь зал, чтобы получить больше жёлтых отблесков на стены, но из-за мультимедийных проекций общий свет был противопоказан.

В результате мы оставили только акцентный свет. Жёлтый пол, даже без активного общего света, сыграл важную роль в общем ощущении яркости, и световая сценография не потеряла своего шарма.

Оборудование

SONIC 93
3000К, 12°и 24°, сотовая решетка

9 Тур по Союзу

Что задумывалось?

Архитектура этой экспозиции построена на контрастах. С одной стороны, за счет гигантской карты страны мы показываем масштаб творческой жизни Виктора Цоя. С другой — создаем образ тесных гримерных и казенных гостиниц, где останавливались музыканты.

Что вышло?

Карта страны — первое, что видит посетитель, заходя в зал, и именно на ней мы решили сделать главный акцент. Заливающий тёплый свет позволил сыграть на контрастах: перед зрителем одновременно предстали яркая масштабная карта и миниатюрная кулуарная гримёрная с точечными акцентами и более спокойным светом.

Оборудование

SONIC 93
3000К, 24°и 60°, сотовая решетка и светофильтры

10 Цитадель смерти

Что задумывалось?

В зале «Цитадель смерти» реконструированы некоторые сцены из несостоявшегося фильма Рашида Нугманова, что придало пространству вид съемочной площадки с действующими декорациями. Основная композиция — инсталляция с баррикадами на Большой дворцовой площади, где борются герой Моро и антигерой — паук Борис.

Что вышло?

В процессе вносились изменения в облик зала, неизменными оставались проекции, неон и хаотичные объекты, имитирующие декорации из фильма. Исходя из этого, мы проектировали свет, который был бы универсален для любой застройки, но при этом объединял разрозненные световые пятна в единую композицию. Финальные корректировки мы вносили уже по месту, отталкиваясь от итоговой версии наполнения зала.

Оборудование

OPTIK
3000К и 4000К, 16-70°, светофильтры

SONIC 93
3000К и 4000К, 12°, сотовая решетка и светофильтры

11 Жизнь после жизни

Что задумывалось?

Последний зал «Жизнь после жизни» архитекторы решили оставить практически пустым: в процессе создания стало понятно, что материальные свидетельства не могут передать силу и масштаб фигуры Виктора Цоя.

Что вышло?

Как добавить смысл в пустое пространство при помощи света? Мы добавили цветной свет за счет использования светофильтров, что было рискованно, так как его очень легко сделать пошлым и лишним. Чтобы избежать этого и сделать его более понятным без слов, мы ушли в метафоры световых эффектов в природе: небезразличные каждому закат или рассвет, завершение или начало?..

Оборудование

SONIC 93
4000К, 12°, сотовая решетка и светофильтры

SONIC 93
4000К, 60°, сотовая решетка

Неправильный логин или пароль
{{ errors.first('identity') }}
{{ errors.first('credential') }}
Забыли пароль?
Что Вам даёт регистрация:
  • Возможность сохранять Ваш проект.
  • Просматривать или редактировать сохраненные проекты.
  • Экспорт проекта в программу Excel.
  • Создание виртуальных помещений внутри одного проекта.
  • Персональный менеджер.
Введите Ваш e-mail и мы отправим Вам новый пароль
К сожалению, пользователь с таким Email не найден. Зарегистрироваться
Ссылка для восстановления пароля была выслана на почту {{ loginForm.identity }}. Проверьте Ваш почтовый ящик.
{{ errors.first('identity') }}
Назад