«Русское одиночество» — лаконичное и точное описание кинотворений Алексея Балабанова. Он рассказывал о российской реальности без прикрас и настолько честно, насколько это было возможно. Пронзительные картины впечатались в память нескольких поколений соотечественников, особенно тех, кто застал время перестройки и начала постсоветского периода.
И один фильм в нашей стране, несомненно, знает каждый: в 2022 году легендарному «Брату» исполнилось двадцать пять лет. Вместе с ним отметила юбилей и кинокомпания СТВ, основателем которой был Алексей Октябринович. В честь памятных дат в Севкабель Порт прошла выставка-ретроспектива «Балабанов», повествующая о жизни и творчестве режиссера.
   
Только попадая в здание «ЦЕХ», посетитель осознавал, с какой объемной и глубокой историей ему предстояло встретиться. Путь к павильону выставки начинался с широкой лестницы, ведущей на второй этаж. На ступенях были написаны строчки из стихотворения Владимира Орлова: «Я узнал, что у меня есть огромная семья...», именно его читал главный герой фильма «Брат 2».
Экспозиция представляла собой единое эпическое полотно, собранное из металлических листов разной отделки. Зоны выглядели целостно, менялась только «застройка» — рельеф. Смену тематических локаций экспозиции сопроводили дорожными знаками — именно они метафорично указывали на переход от одного фильма к другому, от предыдущего жизненного этапа — к новому.
«Косой луч света, будто случайно цепляющий знак, символизирует движение и недосказанность — так, будто фары автомобиля скользнули по дорожному указателю в ночи».
Алена Осина
Архитектура пространства повлияла на выбор концепции освещения: требовалось объединяющее решение в сочетании с индивидуальными приемами для каждой зоны. Реализацией непростого проекта занималось бюро светового дизайна being.light под руководством сооснователя Алёны Осиной.
В целом, чтобы рассказать историю Балабанова с помощью света, нужно было понять, как сам режиссер использовал его возможности в своих работах. Так пришло осознание «пыльности» — фонового оттенка с вкраплением розового, сизого или бледно-голубого, который помогал создать ощущение серости, чего-то отталкивающего, холодного и обезличенного, некой системы, в которую мы попадаем и на которую не в силах влиять.
Свет является нашим помощником и в понимании персонажа, его эмоций и отношения автора к нему. Например, в фильме «Жмурки» все действующие лица, наделенные властью, освещаются холодным белым светом как нечто неживое и бездушное. Рядом с главными героями зачастую присутствует теплое освещение на уровне лица, отображающее человечность и отголоски «живого» в герое.
В качестве инструментов для реализации проекта выбрали широкоугольные SONIC 93, MINI FOCUS, OPTIK, акцентные TULIP и компактные OSCAR.
Вот некоторые детали экспозиционных и световых решений:
1 «Начало»
Первый зал знакомил нас с Алексеем Балабановым и повествовал о самом начале его пути. Развешенное на веревках белье, неотъемлемый атрибут советских дворов, оформители превратили в плакаты, запечатлев на них памятные события из детства и юности режиссера. Посетителей окружали согревающие тона: охра ржавого металла в отделке и ультра-теплый свет. Созданная атмосфера была пронизана ностальгией по прошлому.
2 «Первые работы»
Посетитель оказывался в советской квартире. Все здесь казалось знакомым: и простенькие обои, и мебельный гарнитур под темное дерево, и, конечно, неотъемлемая деталь интерьера тех времен — узорчатый ковер. На стенах развесили постеры ранних работ режиссера. Световое решение было предельно реалистично: общее освещение было точь-в-точь как от знаменитой люстры с подвесками, дополнял картину старый торшер в качестве точечного источника теплого света.
3 «Счастливые дни»
«Счастливые дни» — черно-белая история о скитаниях потерянного человека по вымершему Петербургу. Попадая в зону, зритель погружался в такое же бесцветное пространство, но с теплыми световыми акцентами. Экспозицию оформили узнаваемыми деталями из фильма: огромные железные бочки, одинокая лодка и множество настенных часов.
4 «Замок»
«Замок» — авторская интерпретация одноименного романа Кафки. В фильме загадочный Замок наполнен мрачным средневековым антуражем и живым светом от огня. Выставочный зал повторял сценографию картины. Например, здесь можно было увидеть подвесную люстру со световыми приборами, имитирующими переливы огоньков свечей.
5 «Трофимъ»
В зале, повествующем о фильме «Трофимъ», который является одной из четырех новелл драмы «Прибытие поезда», воспроизвели отрезок железной дороги. Сама картина выполнена в сепии, эти же приглушенные светло-коричневые оттенки повторили в экспозиционной зоне и световом решении.
6 «Про уродов и людей»
Пожалуй, это одна из самых провокационных работ Балабанова. Ретродрама с элементами немого кино рассказывает о человеке, который осознанно разрушает жизни обычных людей, превращая их в «уродов». В световом решении режиссера особенно интересно наличие лавандового подтона, что подчеркивает пошлость происходящего на экране. Такой же прием использовали светодизайнеры being.light, добавив к лампам цветные фильтры.
7 «Брат»
Безусловно, визуальной доминантой зала, да и всей экспозиции, стал масштабный портрет Сергея Бодрова, составленный из множества фотографий. Залитый теплым светом, он просматривался практически из любой точки. Также в этой локации можно было найти беседку с искусственным костром, где главный герой фильма встречался с немцем Гофманом, и знаменитый трамвай, на котором Данила скрывался от бандитов.
8 «Кочегар»
Перед нами пронзительная и правдивая история, в центре которой «маленький человек» — отставной майор, живущий и работающий в кочегарке. Чтобы зрители могли глубже прочувствовать настроение фильма, здесь воссоздали убогую комнатушку главного героя. Из освещения — лишь одна теплая точка в изголовье кровати. Остальную часть экспозиции погрузили в рассеянный холодный свет, напоминающий туман.
9 «Кармадон»
Локация представляла то самое злополучное ущелье, в котором погиб актер Сергей Бодров во время съемок фильма «Связной», – узкий проход между двумя фактурными металлическими стенами, сужающихся кверху. Выставка, как и жизнь режиссера, условно поделилась на до и после трагедии, и это особенно заметно по фильмам, которые впоследствии создал Балабанов. Освещение здесь было холодное и мрачное: узкие лучи едва пробивались сквозь небольшую щель и скользящими пятнами ложились на поверхность металла.
10 «Мне не больно»
«Мне не больно» — нежная драма о любви. По сюжету трое друзей пытаются заработать деньги на поприще дизайна интерьера, но одна встреча изменит все. Посетитель оказывался в комнате со стеной, оклеенной газетами, фотографиями с кадрами из фильма и безвкусными предметами. Освещение повторяло сценографию картины: крупные, но нечеткие акценты с теплой цветовой температурой и легкие голубоватые проблески, напоминающие естественный сумеречный свет.
11 «Груз 200»
Один из самых суровых российских фильмов. В истории главной героини читается трагическая судьба целого народа. В абсолютно белой комнате к киноленте отсылали несколько атрибутов: старое кресло, советский телевизор, пестрый ковер на стене и прибитые к ней же ярко-красные туфли на высоком каблуке. Комната буквально светилась изнутри благодаря запотолочному свету.
12 «Я тоже хочу»
«Я тоже хочу» — последний фильм-притча, созданный Алексеем Балабановым, в котором режиссер осмысливает смерть. Картина рассказывает о некой Колокольне, которая может даровать счастье, но, конечно, не каждый его заслуживает. Если герой достоин, на вершине башни появляется всполох света, условный портал, который перемещает его в другой, лучший мир. Так же и посетители, проходя через финальные ворота выставки, могли ситуативно оказаться в ярком луче света, если им все же было даровано счастье.:) Эффектный прием реализовали посредством интерактивного освещения, запрограммированного при помощи лазерного датчика, который случайным образом активировал всполох света.