Колесо года. Дом-музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске Колесо года. Дом-музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске

Колесо года. Дом-музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске

Старинный дом с высокими кружевными наличниками похож на сотни других в России. Но его главная ценность, как в деревянной шкатулке, спрятана внутри. Более четверти века здесь располагается музей русского живописца и писателя Кузьмы Петрова-Водкина.

За это время была собрана бесценная коллекция экспонатов, относящихся к жизни и творчеству художника, однако качество освещения не позволяло насладиться ей в полной мере. Преобразить пространство в рамках конкурса «Озарение» взялись Анастасия Криницына и Надежда Кумакова из мастерской света «Включи».

Работая над проектом, авторы следовали основным принципам освещения музея. Необходимо было не только уделить внимание каждому предмету и грамотно расставить акценты, но и сохранить бережное отношение к экспонатам, учитывая нормы уровня освещенности исторических объектов. Во время проектирования и настройки оборудования на объекте, думали о зрительном комфорте посетителей и работников музея.

В основу концептуальной части проекта легла идея сферического восприятия мира. Находясь в музее, посетитель ощущает себя словно внутри некой сферы, подчиняясь вечному циклу жизни — от зимы к лету, от осени к весне. И каждый сезон отличается своим настроением, атмосферой и световым подходом.

1 ПРОЛОГ

Коридор и прихожая

Пролог. С него начинается любое повествование. Луч света пронизывает темный тамбур и приглашает посетителей зайти внутрь для знакомства.

В коридоре установлен накладной прибор SONIC ARTSPOT с углом свечения 7°. Он создает эффект солнечного луча, пробивающегося сквозь темноту, так как других источников света или окон здесь нет.

Освещение в прихожей сложилось из общего мягкого света от декоративных ламп и акцентных приборов семейства OSCAR на трековой системе. Таким образом, получилось создать комфортную зону для работников музея (зона кассы) и привлечь внимание посетителя к раскладкам с книгами, сувенирами и экспонатами в этом помещении.

2 ЛЕТО

Мастерская художника

Мастерская рифмуется с летом. В это время года Кузьма Сергеевич особенно любил приезжать в Хвалынск и писать там свои великие произведения.

Здесь интерьер выглядит логичным продолжением мира за окном. Много мягкого естественного света, на поверхностях — игра солнечных зайчиков, и даже тени выглядят художественно.

Все экспонаты и растения освещены приборами семейства OSCAR на трековой системе, с возможностью диммирования на корпусе. Подбор интенсивности освещения и подходящего угла свечения у приборов OSCAR ZOOM проводился прямо во время монтажа. Декоративные элементы на окнах освещаются естественным светом и создают в мастерской солнечные блики.

3 ОСЕНЬ

Комната племянников матери

Осенью заканчиваются хлопоты в огороде, начинается подготовка к зиме. Дети приступают к занятиям в школе. Кузьма Сергеевич вспоминал в письмах, как его мама помогала осваивать грамоту своим маленьким племянникам. Художник гордился, что она посвятила жизнь сыновьям своего брата.

За окнами пасмурно. С каждым днем в дом проникает все меньше естественного света. Серые оттенки поздней осени растворяются в теплом уютном пламени свечей и керосиновых ламп.

Светильники расположены на трековой системе на потолке напротив окна. Группы картин по боковым стенам освещены приборами семейства OSCAR. На картинах в этой комнате имеется много сочетаний как теплых, так и холодных цветов. Чтобы проявить их в полной мере, было принято решение светить на некоторые картины («Купание красного коня») одновременно двумя приборами. Прохладная цветовая температура 4000 К перемешивается с теплыми 3000К и создают собой осенний образ.

4 ЗИМА

Кухня

В холодное время года большую часть времени семья проводит дома, поближе к очагу — русской печи. Домочадцы собираются за большим столом, пьют чай с пирогами, беседуют. По вечерам Кузьма Сергеевич часто читал родным черновики своих пьес, рассказов и повестей.

Зимой интерьер словно отгораживается от холода, царящего снаружи. В печи потрескивают дрова, мигает желтым огоньком лампа. Световой день — короткий, и дому необходимо больше искусственного освещения.

Керосиновая лампа спустя много лет снова заработала, только теперь с помощью светодиодной лампочки. Огонь в печи имитирует портативный светильник TULIP со специальным желто-оранжевым светофильтром. При необходимости светильник из печи можно легко перемещать, т.к. по праздникам она функционирует по назначению.

5 ВЕСНА

Комната матери художника

Одной из главных тем в творчестве художника было материнство. Красоту женщины он видел в ее высоком земном предназначении — продолжать человеческий род. Образы, созданные автором, воплощают идею святости матери. В центре экспозиции мы видим оригинал картины «Семья художника» (1903), на которой изображена мать Петрова-Водкина и трое её племянников.

Весной световой день постепенно увеличивается, но по вечерам в доме по-прежнему зажигают лампы или свечи. Поэтому в световом сценарии преобладают нейтральные оттенки света и созданные им мягкие, будто слегка размытые тени от предметов.

Светильники расположены на трековой системе по центру потолочной балки. Практически на всех приборах в этой комнате занижали световой поток с помощью диммирования на корпусе, чтобы создавать именно мягкие, не контрастные тени. Но при этом делать небольшие акценты на каждом экспонате.

К картине «Семья художника» нужен был особый подход. На неё направлен мягкий рассеянный пучок света с цветовой температурой 3000К, а очень узкий луч света с температурой 4000К выделяет синюю рубаху мальчика по центру картины.  Во время монтажа скрупулезно подбирался угол, чтобы максимально избежать бликов на картине.

В керосиновой лампе установлена светодиодная лампочка, как и на кухне.

6 ЭПИЛОГ

Столовая

Последней локацией как в экскурсионной программе, так и в проекте освещения является столовая. Здесь собраны экспонаты, напоминающие о том, что вдохновение художника не ограничивалось географией малой родины. Например, в одной из витрин представлена узбекская национальная одежда — халат и тюбетейка, подаренные Петрову-Водкину во время поездки в Самарканд.

Для сохранности костюма под стеклом требовалось уменьшить воздействие солнца. На него направлены светильники OSCAR ZOOM с цветовой температурой 3000 K и 4000 К. Такой выбор не случаен: смешение температур помогает реалистично передать цвет одежды.

Также особый световой шарм создают сами экспонаты в данной комнате. Луч света падает на керосиновую лампу, которая стоит на комоде, и переотражается на стене. Создавая словно шлейф от движения красного коня.


В 2023 году проект «Вселенная К. С. Петрова-Водкина» стал победителем конкурса «Российский светодизайн» 2023 года в номинации «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения». Торжественная церемония объявления результатов и награждения финалистов проходила 20 сентября на выставке Interlight Russia | Intelligent building Russia

Неправильный логин или пароль
{{ errors.first('identity') }}
{{ errors.first('credential') }}
Забыли пароль?
Что Вам даёт регистрация:
  • Возможность сохранять Ваш проект.
  • Просматривать или редактировать сохраненные проекты.
  • Экспорт проекта в программу Excel.
  • Создание виртуальных помещений внутри одного проекта.
  • Персональный менеджер.
Введите Ваш e-mail и мы отправим Вам новый пароль
К сожалению, пользователь с таким Email не найден. Зарегистрироваться
Ссылка для восстановления пароля была выслана на почту {{ loginForm.identity }}. Проверьте Ваш почтовый ящик.
{{ errors.first('identity') }}
Назад