«ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». — выставка грандиозного проекта «Школа Авангарда» в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева, приуроченного к вековому юбилею Высших художественно-технических мастерских в Москве.
Выставочное пространство, расположенное в недавно отреставрированном флигеле конца XVIII века «Руина», начинает повествование со стены-хронографа. История факультета показана через преподавателей, студентов и их участии в мировых событиях.
Дальше гость погружается в мастерские архитекторов: они расположены в одном помещении и разделены стеной, которая напоминает неразрывную белую ленту и строит путь движения посетителя. В результате, несмотря на одну территорию, каждая экспозиция обрела личное пространство и границы. Стена стала объединяющим элементом, а белый цвет послужил хорошей поверхностью для отраженного света.
Здесь было важно проработать композиционное расположение мастерских, выявить взаимоотношения, а порой указать на противоречивость. Такое решение дает почву для диалога и позволяет лучше понять внутреннюю жизнь факультета. Так например, выстроили ось, на которой располагались мастерские реставрации и градостроительного отделения, функционирующих в одни и те же годы. Пока одни занимались сохранением истории, другие разрушали её ради нового.
При проектировании освещения в центральной части выставки стало понятно, что исходные светильники не подходят совсем. Решением стало использование приборов JACK ZOOM 50 с углом свечения 10°- 40° и цветовой температурой 3000К. Возможность изменения угла позволяет сделать как и акцентное освещение, так и реализовать локальную заливку. Чтобы охватить сразу по несколько работ на главном подиуме, светодизайнеры работали широкими световыми пятнами. Узкие световые лучи использовались для ключевых экспонатов и поддержания атмосферы авангарда.
Подиум с главными разработками стал центром драматургии. Его можно назвать метафорой функционирования факультета, отражающей творческий поиск каждого архитектора. Центр любого пространства требует внимания, поэтому и здесь был необходим яркий акцентный свет. Сложность возникла с исходными световыми приборами музея: мощность 18 Вт и угол свечения 30 градусов ограничивали в гибкости. Для решения проблематики светильники вдвое задиммировали светофильтрами, жесткий край светового потока был смягчен, а световые лучи откорректированы с помощью синефоли.
Часть экспонатов представляли собой макеты известных зданий, например, работы М.Я Гинзбурга, К.С. Мельникова и других мастеров. Макеты были помещены в высокие витрины и освещены трековыми светильниками. Избежать отраженного света и бликов удалось за счет выбора размеров витрины: верхнее закрывающее стекло находилось выше уровня глаз человека. Витрины с текстовыми экспонатами и изображениями были освещены по контуру встраиваемой линейной подсветкой, для которой учитывались нормы уровня освещенности.