Нонконформизм, нигилизм и анархия — неоднозначные мировоззренческие позиции, которые лежат в основе самой свободной, противоречивой и независимой субкультуры. Все началось в семидесятые, и уже более полувека панк — синоним протеста.
Весной 2023 года в Москве открылся своего рода памятник зарубежному и отечественному панку — выставка «Панк-культура. Король и Шут». На территории центра современного искусства Винзавод два пространства: Цех Белого и Цех Красного, стали путеводителями по истории движения.
Цех Белого
Экспозиция рассказывает о зарождении панка и объясняет концепцию субкультуры, возникшей в Великобритании и США как реакция на масштабный кризис. Бунт в панк-культуре выражается в намеренном отказе от общепринятых в социуме норм и правил. Особо ценился DIY-подход, и многие вещи той эпохи были созданы своими руками. Здесь свет стал отражением принципов панка — нарочито рваный, асиметричный и «грязный» за счет сочетания разных оттенков.
Путешествие начинается с лестницы, освещенной неоново-розовым светом. Встречает посетителей провокационная вывеска SEX — название магазина неотразимой бунтарки Вивьен Вествуд, которая первой продемонстрировала, что панк — это стиль. Образ улицы создается точечным освещением с примесью холодных зелёных и синих бликов, словно случайно долетающих от старых неоновых вывесок. В зоне самого магазина заметны желтые и розовые оттенки света — это отсылка к логотипу Sex Pistols. Солист группы Сид Вишес когда-то был работником этого магазина.
Далее переходим в зону зарубежного и отечественного панка, которая предстает в виде аллеи славы, где в стеклянных витринах с рваной декоративной окантовкой выставлены атрибуты того времени: виниловые диски, гитары, рукописные заметки. Здесь использовали комбинацию теплого заливающего света и холодных акцентов.
Туалет культового клуба CBGB-OMFUG — еще один неотъемлемый символ панка. Локация повторяет атмосферу и детали знаменитой уборной: настенные граффити, подтеки и утилитарное теплое освещение от ламп накаливания с цветными вкраплениями. Свет ощущается как грязный и неприятный, что дополняет образ старой потрёпанной уборной, в которой только что испражнялись.
По пути встретится и комната Летова с характерным советским антуражем и отраженным от потолка светом висящей лампы в патроне. Завершает это «безобразие» зона «НЕТ», — свалка со старыми покрышками, машиной-развалюхой и выброшенной негодной мебелью символизирует личный протест. Холодное световое решение в голубых, зеленых и розовых тонах вдохновлено фильмами восьмидесятых про будущее, в которых властвовал кибер-панк.
Цех Красного
На цокольном этаже разместился Цех Красного, который представляет фэнтезийный мир по мотивам текстов самой эпатажной отечественной панк-группы «Король и Шут».
Холодный заливающий свет без ярко-выраженных акцентов, старый школьный класс с облупившийся зеленой краской переносят нас в юношеский период, когда познакомились основатели группы. «Разрывы-трещины» на стенах как метафора будущего — сквозь них можно рассмотреть, что ждет наших героев впереди.
Затем происходит отрыв от реальности, и поочередно возникают знакомые образы из песен «Замок», «Ели мясо мужики», «Мёртвый анархист»… Зоны таверны, кладбища и игральных карт, вдохновленные рисунками Князя, создают зловещий средневековый флер. Общую мистическую атмосферу поддерживает и световое решение. Все пространство по контуру очерчивает красновато-рыжая светодиодная подсветка. Множество теплых акцентов расставлено на экспонаты выставки, за счет чего создается ощущение, будто их подсветили пламенем свечей. Окутывающее холодное освещение реализовали линейными светильниками с цветовой температурой 4000 К,. Для натуралистичного светового эффекта их распределили хаотично, словно разбросали по локации. Световые трубки — элемент кибер-панка, который ворвался из Цеха Белого.