Главная / Блог / Освещение магазинов. Практикум ритейлера

Освещение магазинов. Практикум ритейлера


Освещением магазинов многие ритейлеры начинают заниматься, когда уже поздно: падает покупательский трафик, выручка, маржа, теснят конкуренты. Одним словом, тогда, когда уже не до света. Наша публикация в блоге адресована тем, кто кто хотел бы использовать свет грамотно, во всю его мощь, а, главное, вовремя, то есть прямо сейчас.

О структуре. Статьи рассматривают ключевые аспекты освещения магазинов. Кейсы (примеры) взяты из реальной практики aledo. Советы и хитрости – это такая рубрика. В ней советы. И, конечно, хитрости. Но Вы уже догадались и сами .


Сколько вешать в люксах?

Некоторые ритейлеры твердо знают, чего они хотят от освещения. «Мы хотим, чтобы у нас было 800 люкс». Эта твердая решимость становится чуть менее твердой, когда просишь уточнить, где именно должно быть 800 люкс (лк), ведь освещенность измеряется в точке. Разговор и вовсе заходит в тупик, когда нужно ответить на вопрос о том, почему нужно именно 800 лк, а не 600 или, скажем, 1200.

Что же считать хорошим / правильным / оптимальным уровнем освещенности розничного магазина? И есть ли какие-либо нормы, будь то российские или зарубежные, на этот счет?..

К сожалению или к счастью, освещенности торговых пространств нормируются лишь частично. Так, есть твердые требования к аварийному и эвакуационному освещению. Есть минимальные гигиенические нормы по САНПиН, которых слишком мало, чтобы решить, что нужно именно Вам. Причин такой мягкости в нормировании несколько.

Во-первых, разнообразие товаров: детские игрушки с одной стороны, продукты с другой, а одежду с третьей, очевидно, освещать нужно совсем по-разному.

Во-вторых, разнообразие форматов. Гипермаркет и бутик детской одежды решают совершенно разные задачи и требуют разных подходов к свету.

В-третьих, разнообразие целевого покупателя. Для подростков вполне подойдет контрастный полумрак, напоминающий дискотеку. Магазин для пожилых придется сделать светлым. Ученые доказали, что с возрастом потребность в свете возрастает многократно.


Сами себе светотехники?

Рецепт №1. Купить спектрометр

Многие ритейлеры стараются самостоятельно разобраться в том, как свет работает в торговом пространстве. Это можно только приветствовать (см. Советы и хитрости к Кейсам №1 и №2). Все чаще при проведении натурного светового можно встретить ритейлера, вооруженного собственным спектрометром. С приходом эры LED недостоверная информация поступает от сотен «гаражных» поставщиков, поэтому такая мера не будет лишней.  

Такая мера предосторожности сможет выявить явные несоответствия, но вот оценить скрытые дефекты, например, такие, как низкую энергоэффективность, ускоренную деградацию светодиодов или высокий процент отказа светильников в ходе эксплуатации таким способом, к сожалению, не удастся.


Что показывает спектрометр?

 


Рецепт №2. Взять в штат светопроектировщика

Для разработки светотехнических проектов специалисты-светотехники используют, как правило, специализированную программу DIALux. Некоторые ритейлеры вводят в штат собственного инженера-светопроектировщика, владеющего этой программой.

Однако на этом пути большинство сетевиков ждет скорее разочарование. Простая только на первый взгляд программа дает отдачу лишь в руках опытного профессионала. Закавыка тут в том, что по умолчанию программа рассчитывает освещенность горизонтальной рабочей плоскости.  Это полезно для рабочих мест, но не для розничных объектов. Товарные выкладки если и размещены на горизонтальных плоскостях на высоте 0,8 м от пола, то скорее как исключение. И гордое утверждение проектировщика о том, что он получил на объекте «800 люкс», оборачивается для ритейлера выброшенными деньгами и упущенной выгодой.


Бенчмаркинг, франчайзинг и другие

Рецепт №3. Купить люксметр и посмотреть, как у других

Во многих случаях Вам не остается ничего другого, как идти непрямым и кропотливым путем бенчмаркинга. Какие осветительные установки используют Ваши прямые конкуренты? Как бы Вы хотели от них отстроиться? Какие приемы применяют ритейлеры из смежных сегментов? Что делают компании, похожие на Вашу, в странах Европы и Америки?

Вооружайтесь люксметром (и спектрометром, если Вы решили последовать совету из Рецепта №1), и – в путь!

Такое путешествие за Вас, безусловно, никто не совершит. И все же опытный проводник из мира освещения розничных магазинов Вам не повредит. Искать такого проводника лучше не в компании, которая продает светильники, а там, где думают и говорят о целостных решениях, где внимание специалистов нацелено не на собственные изделия, а на Вас, Ваши цели и задачи, Ваши планы и бизнес приоритеты.


Рецепт №4. Взять франшизу

Разработка качественного формата сети стоит больших денег и часто включает в себя концепцию освещения. Вот почему многие предпочитают опереться на поддержку сильного бренда, имеющего подтвержденные успешные практики на рынках разных стран.

Правда, и здесь, как показывает практика, можно наскочить на подводные камни (Кейс 1, Кейс 2).


Высшая светотехника

Как показывают исследования, покупатель, оказавшись в Вашем магазине, оценивает его в тысячные доли секунды. За этот кратчайший миг его подсознание успевает принять решения относительно того, высокие или низкие у Вас цены и качество предлагаемых товаров, хорош ли сервис и можно ли в принципе Вам доверять. Свет вносит важнейший, если не решающий, вклад в то, каким видит магазин Ваш покупатель.

Между тем ритейлеры часто недооценивают возможности управления настроением и вниманием покупателя, которые открывает профессиональное освещение. В частности, использование светового контраста. Равномерное освещение хорошо подходит для больницы и почти никогда (за редкими исключениями) для магазина. Покупатели ценят визуальный комфорт и атмосферу праздника, в которую хочется окунаться снова и снова.

Трековые прожекторы и даунлайты, построенные на базе технологии светодиодных матриц, способны акцентировать именно те выкладки, на которые важно обратить внимание покупателей в силу особенностей сегмента, бренда или политики визуального мерчандайзинга. Акцентирующий свет в этом случае работает как указательный палец, направляющий движение покупателя по магазину и его выбор при принятии решения о покупке.

Практика показывает, что не так важно, развиваете ли Вы свой формат или купили франшизу. Без учета особенностей местного рынка хороший бизнес не пойдет. Поэтому только Вы сможете сформулировать задание на разработку освещения, в том числе опираясь на Рецепты с первого по четвертый. При этом не надо забывать о еще одном и, пожалуй, самом важном рецепте:


Рецепт №5. Выбрать профессионального проектного светотехнического партнера

Профессиональный партнер, как и хороший врач, задаст Вам множество вопросов. О том, как должен выглядеть Ваш магазин. Как должны быть представлены товары различных групп. Как устроена навигация. Что для Вас важнее – снизить бюджет закупки светильников или расходы на эксплуатацию. И множество других.  В результате Ваши приоритеты лягут в основу оптимального решения. Профессиональный партнер поддержит и в реализации решения на этапах проектирования, поставки осветительного оборудования, нацеливания, постпроектного аудита, эксплуатации осветительной установки.