Главная / Блог / Кейс №3. «Почему-то на одних полках баночки выглядят лучше, чем на других»

Кейс №3. «Почему-то на одних полках баночки выглядят лучше, чем на других»


Освещение магазинов в каждом из сегментов имеет свои особенности: одежда и обувь, детские товары, продукты питания, ювелирные украшения требуют индивидуального подхода и уникальных решений. Так, магазины парфюмерии и косметики (на фото) предъявляют особые требования к насыщенности светом, цветопередаче и цветовой температуре.

 

Сотрудники команды запуска крупной розничной сети магазинов парфюмерии и косметики заметили явную разницу в восприятии товаров, расположенных на подсвеченных светодиодной лентой стеллажах по периметру и на гондолах, размещенных внутри торгового зала.

Спектральный анализ источников света показал, что цветовая температура этих источников отличается на 2500 К (!), т.е. нейтральная цветность света применена для торгового зала и экстремально холодная (без какой-либо мотивации) – для товаров на полках. Кроме того, цветопередача подсвечивающих лент также не выдерживала никакой критики, едва превышая цифру 70 при желательных для косметического магазина 90-95.

Низкий индекс цветопередачи способен усреднить восприятие качества разных товаров и сделать непривлекательным даже самые изысканные изделия. Поскольку производители торгового оборудования редко одновременно являются и экспертами по свету, очень часто ритейлеры сталкиваются с такой проблемой именно при локальной подсветке товаров в стеллажах и холодильниках.

 

Применение в одном магазине источников света с разной температурой не только допустимо, но зачастую бывает и совершенно необходимым. Важно лишь, чтобы решения принимались осознанно и при участии опытных специалистов по светотехнике.


Советы и хитрости к кейсу №3

  • Запросите у поставщика точные технические данные о светильниках, которые они планируют использовать в проекте освещения Вашего магазина.
  • Внимательно изучите полученную информацию, обратив на следующие параметры:
    • Для освещения подавляющего большинства розничных объектов на сегодняшний день источники света с индексом цветопередачи, меньшим, чем 80, следует считать не приемлемым. Для премиальной одежды и обуви, зон make up, декоративно-отделочных материалов и некоторых других сегодня следует рекомендовать минимально Ra 90-95: светодиодные технологии позволяют достигать этих цифр за вполне разумные деньги.
    • Задачу по подбору приборов с источниками света с правильной цветовой температурой желательно решить максимально точно.  В то же время подумайте о том, сможете ли Вы поддерживать соответствие правильного освещения товарным выкладкам в процессе эксплуатации (например, при сезонной смене экспозиции или перемещении торгового оборудования). Возможно, универсальное и более простое в эксплуатации решение – это Ваш случай.
  • Испытайте новый для себя источник света на конкретной «пилотной» товарной выкладке или на «пилотном» магазине. Отследите, как новый источник света повлиял на продажи прежде, чем приступить к тиражированию найденного решения.
  • В случае, если на источнике света или приборе, в который этот источник света интегрирован (скажем, светодиодная лента) данные все же не указаны или же указанные данные не соответствуют действительности (что, к сожалению, является распространенной практикой для производителей и поставщиков дешевого светодиодного оборудования), понадобится спектрометр. Приобрести такой прибор или обратиться за экспертизой в профессиональную светотехническую компанию, - решать Вам.

…и в заключение несколько слов об энергоэффективности.

Для ритейлеров оплата счетов за электроэнергию – одна из основных статей расходов. Уже в эпоху традиционной светотехники было сделано важное открытие, что, как правило, чем дешевле светильник в закупке, тем дороже его эксплуатация. Эпоха светодиодов, пожалуй, лишь подкрепила этот постулат новыми примерами. (см. Кейс №4).

Одежный дискаунтер и продуктовый гипермаркет, - пожалуй, наиболее распространенные примеры магазинов, требующих высокого уровня равномерной освещенности. Здесь, наряду с качеством света, на первый план выходят вопросы энергоэффективности.

Опытный ритейлер понимает, что стоимость владения осветительной установкой складывается из множества компонентов. И покупка светильников здесь лишь первая ступенька. Электроэнергия формирует основную часть суммарной стоимости владения. Хорошая новость в том, что управлять этой статьей расходов Вы можете уже на этапе проектирования света. Как и стоимостью ремонта и замены вышедшего из строя оборудования: Ваши расходы тем больше, чем на меньший гарантийный срок Вы готовы согласиться и чем менее надежен и предсказуем Ваш поставщик. Наконец, падение светового потока осветительного оборудования, - еще один, отложенный риск, который, тем не менее, очень важно принимать в расчет.

Стать хотя бы чуточку экспертом в области светодиодной светотехники и опереться на опыт партнера-светотехника, - вот, пожалуй, универсальный рецепт при решении уравнения энергоэффективности для розничной сети.